«ДЫРЫ» ОТ «ДОГМЫ»
Комментарии к спектаклю
Продолжаю репортаж с фестиваля «Кузебай». Сегодня был на спектакле. Давали новую драму. И в этом, друзья мои, есть интрига! // Далее следует лонгрид о театре "Догма", спектакле "Дыры", хаосе как творческом методе и (немножко) о конкуренции в ижевском искусстве. Можно читать здесь - или перейти в телеграм и прочитать в моем канале t.me/rockurbanist (мне будет приятно!)
Сразу скажу, что аналитического ключа к театральному искусству у меня нет, в театре я просто зритель. Но не тот, который «нравится – не нравится», а тот который получает и анализирует получаемую информацию.
Итак. В Ижевске существует театральная группировка «Догма». Она квартирует в Арт-резиденции. Её главарь Андрей Хмелёв – некогда выходец из «Партизан», а теперь самостоятельный режиссер и драматург.
«Догме» лет пять. И она заметна. Ребятам как-то удается все время быть на виду. Ты можешь не видеть их работы, но ты точно знаешь, что вот этот красный крест на черном фоне – это знак «Догмы», а вот эти парни и девчонки – «догмисты» (или «догматы» - не знаю, как они себя называют).
На постановках «Догмы» я бывал дважды – и оба раза попадал на Вырыпаева. Было громко, много мата и с надрывом. Причем не по-летовски, как я люблю, а как-то по-другому. В таких предлагаемых обстоятельствах мне существовать тяжеловато. Но, впрочем, интересно. Сегодня за час с небольшим со сцены прозвучало пять матерных слов. И это уже впечатляет.
Спектакль назывался «Дыры». На сцене – две девушки неопределенно юного возраста. Тут надо сказать, что артисты «Догмы» – это сегодняшние или едва вчерашние школьники, то есть полный smells like teen spirit или, переводя на ижевский, дух «болота» 90-х.
Спектакль сделан по пьесе Лидии Головановой. Не буду отбирать хлеб у профессионалов критической мысли, которые пишут так: «Поначалу «Дыры» кажутся очаровательной бытовой пьесой, но драматург быстро рушит возникшие ожидания». Или так: «Это загадочная и абсурдистская история, где продавщицы овощного ларька раскрывают тайны мироздания».
И тут начинается интересное. Потому что последняя фраза взята из анонса спектакля «Дыры», который игрался театром Les Partisans в ЦСДР в этом же театральном сезоне. Причем в ролях были Мария Трошкина и Инге Зорина (иф ю ноу вот ай мин). Неужели это конкуренция? Вот это да! Круто! Конкуренция – это то, чего не хватает ижевской культурной жизни. Но спект «партизан» я не видел (а жаль!). Зато видел вариант «Догмы». О нем и речь.
Мне чрезвычайно импонируют произведения, которые меняют жанр по ходу сюжета. Я встречал такое в кино, когда психо-хоррор превращается в боевик с прищельцами («Колверфилд, 10), социальная драма в триллер («Гость»), а лавстори в социальную чернуху («Раздражительность»). Встречал в литературе (у Пелевина и Мураками). В театре до сего дня не встречал. Но это именно та история: жанровая зарисовка из жизни работниц торговли мутирует сначала в клоунаду, затем в «Барбареллу», потом в трешовый ужастик, и наконец уже совсем непонятно во что.
В «Айфаке» у Пелевина есть такой момент, где писатель-бот Федор Михайлович объясняет, что и как он делает, когда создает текст, и почему это работает. В «Дырах» существует аналогичный прием «раскрытия приема», когда актрисы, играющие «торговок», развоплощаются и играют «самих себя», то есть «актрис, играющих торговок», и обсуждают, как бы им получше сыграть. В первый раз это удивляет, во второй – веселит, а потом уже перестаешь понимать, где торговки, где актрисы, которые их играют, а где актрисы, которые играют актрис, которые играют торговок.
То есть на сцене одновременно существуют шесть персонажей. А на самом деле восемь. Поскольку в пространстве действия незримо присутствуют и автор пьесы, и режиссер спектакля.
Начинаясь с простого и понятного, спектакль сначала сваливается в абсурд, а потом в полный хаос. Не раз возникает вопрос: а что, собственного говоря, происходит? Но слово «хаос», которое регулярно звучит из уст персонажей, как бы сообщает, что так и задумано. И к концу, когда все пережитое складывается в связную картину, понимаешь: да, это было интересное путешествие.
Закончив размышления, добавлю 4 комментария. Первый: спектакль "Дыры" получил несколько премий на разных фестивалях, в том числе за режиссуру. Второй: игрались «Дыры» в новом пространстве – подвале Открытого офиса. Этот «садовый андеграунд» задумывался как площадка культурно ориентированная. И, нужно сказать, что для «Догмы» это отличное место.
Третий. «Догма» играет в этом сезоне до конца июня. У них еще две премьеры. И одна из них – по пьесе самого Андрея Хмелёва. Сходите.
И четвертый. Если вам было интересно - читайте другие мои тексты в канале "Урбанистика и рок-н-ролл" t.me/rockurbanist. На днях там вышла рецензия о концерте Чудья Жени на крыше в Открытом саду.